ГОЛОС КАЖДОГО ПЕДАГОГА ДОЛЖЕН БЫТЬ УСЛЫШАН
В феврале 2024 года в Москве стартовал проект
«Медицинская профразминка», в котором принимают участие
280 школьников и 140 педагогов из семи столичных школ.
Проект направлен на заботу о здоровье школьников и педагогов, а также на формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Каков один из главных инструментов педагога, который хочет привлечь внимание ребят, заинтересовать их своим предметом и правильно выстроить общую «интонацию» урока? Конечно же, голос! Этот ресурс имеет ряд важных функций, поэтому требует особенного внимания, трепетного отношения и практик сбережения.

Именно поэтому 15 февраля состоялась очередная лекция в рамках модуля «Навстречу учителю» проекта «Медицинская профразминка» на тему «Голос педагога. Как его сохранить и улучшить. Практики сбережения голоса. Ораторские практики». Спикером выступила д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, директор института профилактической медицины им. З.П. Соловьева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Миндздрава России Милушкина Ольга Юрьевна.

Спикер обратила внимание на то, что нарушениями голоса страдают около 60% учителей. Нарушение этого важного инструмента препятствуют полноценной коммуникации и адекватному состоянию здоровья специалиста.

Для того, чтобы предупредить дисфункцию голосового аппарата, важно создать правильные условия и благоприятную среду для работы. Для этого эксперт советует обратить внимание на уровень температуры воздуха, он должен быть средним, относительную влажность воздуха, регулятивный уровень шума и отсутствие большого загрязнения пространства пылевыми частицами. Наполните кабинет растениями, периодически проветривайте окна и настаивайте на постоянной влажной уборке в кабинете.

«Важно следить и за образом жизни. Отрицательно на качество голоса влияют частое курение, напитки, раздражающие слизистые, громкая речь, необоснованное перенапряжение связок, низкая медицинская активность и нежелание обращаться к специалистам. Займитесь дыхательными и речевыми практиками, соблюдайте питьевой режим», - отметила эксперт.

Но одного питьевого режима и соблюдения распорядка дня, чтобы правильно поставить свой голос и усовершенствовать его. Во второй половине лекции Ольга Юрьевна провела настоящий мастер-класс по резонаторной и дыхательной гимнастике, показала несколько простых и эффективных упражнений для мышц губ и языка:

«Направляйте свой голос прямо перед собой, не говорите слишком быстро или чересчур медленно. Выработайте свой уникальный умеренный ритм и добавьте к нему естественную жестикуляцию. Одно из лучших упражнений: вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «ууу», следующий раз со звуком «ооо», «ааа». Проследите за грудным звучанием».

Но что же делать, если несчастье все-таки случилось и голос охрип? На такой случай у эксперта тоже есть действенные лайфхаки, которые минимизируют негативные последствия для связок. Во-первых, постарайтесь молчать ближайшие 24 часа, говорите по минимуму, не перенапрягайте горло, попробуйте щелочные ингаляции. Если даже после «речевого отдыха» голос не восстанавливается, в таком случае срочно обратитесь к врачу для консультации.

Появление проблем с голосом у преподавателя зависит от многих физических, физиологических и психологических факторов. Решающее значение в профилактике дисфоний у преподавателей имеют знание тонкостей голосового аппарата, правильная «гигиена» речевой деятельности и соблюдение щадящих условий труда.

«Голос – это инструмент, с помощью которого можно изменить жизнь. Согласно исследованиям и наблюдениям, чем выше голос человека, тем ниже занимаемая им должность, а в ином случае его воспринимают как уверенного и самодостаточного. Поэтому в силах педагога повысить свой авторитет в глазах детей с помощью голоса!», - начала лекцию Ольга Юрьевна.
Смотреть запись лекции по ссылке:
https://my.mts-link.ru/46785847/1457126927/record-new/418869630
Подробнее узнать о проекте можно у куратора Марины Алехиной 8-919-70-16-469 или по электронной почте nkhanova@mail.ru.

Анастасия Леонтьева

Made on
Tilda